Возродить бы спектакль! Я в нём предсказал все события на 10 лет вперёд) Славянский мюзикл-фэнтези "Три богатыря", написанный по мотивам русских былин композитором Владимиром Качесовым, сразу вошел в обойму, востребованных Московским зрителем спектаклей. Премьера состоялась 30 июня 2012 года, и с тех пор я смотрел этот чудесный мюзикл, несколько раз и во всех составах. Я много писал об этом спектакле, и пожалуй по клеточкам разобрал все и вся, от конкретной игры актеров, до меню Буфета. Но Геннадий Александрович Чихачев, спустя десять лет, сделал своим зрителям подарок, устроив онлайн-показ "Богатырей". Я естественно не мог пройти мимо и теперь еще раз хочу написать о могутных Богатырях, о прекрасных Княжне и Самовиле, об элегантно-инфернальных Ведьмах, об очаровательном семействе Боянов, о пьяно-кружевном Лешем, о харизматичном Князе, о королях и капусте... Скажу сразу, то что сразу захватывает в спектакле... это Музыка ! Начиная с увертюры, у зрителя создается впечатление, что он плывет по Славянскому морю-окияну, и где то там за горизонтом, точно есть остров Буян. И ощущения неких морских волн, идущих через настроение, не отпускает весь спектакль. И внезапный переход увертюры в бой и ожидаем и неожиданнен одновременно. И как органично бой переходит в тревожно-романтический дуэт Самовилы и Добрыни, и обратно в перезвон мечей и шум битвы. И поистине инфернальное появление Змея Горыныча и абсолютно шикарнейших Ведьм. Действие и музыка неразрывно органичны и уже не воспринимаются отдельно друг от друга, что означает талантливое решение сверхзадачи всеми... и актерами, и режиссером и актерами. Не в коем случае не хочу применять термин политизированность к этому спектаклю, но сверх задача тут патриотическая и это прекрасно. Богатыри - три Славянских республики и символ Запада, состоящий из Дракона и Ведьм, имя которым Вражда, Обман и Жадность. По крайней мере, я именно так почувствовал. И что мне понравилось, так же почувствовала молодежь, присутствовавшая в зале. Я неоднократно беседовал с молодыми зрителями и большинство из них, именно так понимало интригу. Тут еще очень тонко было сработанно либретто, легкими намеками направляющее мысли зрителей в определенный вектор. Очень понравилось "Заморское зелье", декларированное как Зло. И все время продвигается главная мысль, что по-настоящему непобедимы мы, только тогда , когда мы вместе, и все что ведет к раздорам это Зло и происки Врага. Хочу отметить, что это очень хорошо, что Владимир Качесов не отдал никому либретто на откуп, а сам за него взялся. Кто кроме композитора, вложившего в музыку часть своей души, сможет лучше почувствовать канву сюжета, и больше того, создать целое ожерелье сюжетов, с множеством интересных акцентов... Тут и древнеславянская обрядность, и драматургическая обязательность, типа любовного треугольника, как серьезного (Добрыня, Алеша, Василиса), так и комического (Баяны и Василиса), фрагменты славянских легенд, претендующие на отдельные самостоятельные мини сюжеты, одна история Лешего, под воздействием кваса перешедшего на сторону Добра, чего стоит, ну и конечно волшебное подводное царство, как отдельная сказка, и даже шпионский детектив (внедрение Ведьм в инфраструктуру Княжества, с попыткой подлить афродизиак жертве, прямо проведена по лекалам ЦРУ и устройства цепочки провокаций). И конечно фразы из либретто, ушедшие в народ, как например вызвавшие буквально истерику в зале: "Как полнехоньким ведром, колыхнула ты бедром" или "Какое-то томление в разных местах, я уж стал забывать о них". Ну а Мать сыра земля, трансформирующаяся в десницу Святогора, это просто шикарное решение, полное символизма ! И главный рефрен тут - "Борьба на Руси предстоит долгой !". И снова, и снова, музыка звучащая изящным мадригалом, когда тревожным, когда лиричным, когда бравурным... филигранно ведет зрителя по сюжету, не на минуту не отпуская, причем у каждого сюжета и героя, своя (причем потом сразу узнаваемая) музыкальная тема. Причем, одним из знаковых фактов того, что музыка хорошая, является то, что зрители, выходящие из театра, напевали мелодии из спектакля, прямо, как во времена Штрауса и Оффенбаха. Очень радует, что художники, да и все остальные цеха, поймали музыкальную струну и сложилось так, что и декорации, и свет, и костюмы, и аксессуары были нераздельной частью музыкальной темы. Интересно кстати подан Князь, эдакий строгий и справедливый владыка, решающий все важные вопросы, которые помимо него не проходят. Причем перед князем робеют даже ведьмы. Я увидел тут намек на вековые наши монархические традиции. А выход в финале Героинь в воинском прикиде и с оружием, так это прямо напоминание о матриархате Древних славян и Гипербореев.
И еще вельми ярко символична была граница между нашим Миром и Зоной Зла. Нам напоминают, что Зло всегда может пересечь эту грань, и что идет Вечная борьба Добра и Зла, кипящая на землях населенных славянством, и Зло всегда приходит с Запада, но Добро всегда побеждает. Надо только верить.